ГАСТРОЛИ
Татарского
государственного академического театра имени Г. Камала (Казань)
в
Рижском русском театре имени A. Чехова
24, 25 и
26 декабря 2010 года на новой
сцене отреставрированного здания Рижского русского театра имени М. Чехова (http://www.trd.lv) состоятся гастроли
Татарского государственного академического театра имени Г. Камала (Казань). Для
представителей и ценителей татарской культуры, живущих в странах Европы, это редкая
возможность посмотреть лучшие спектакли этого замечательного коллектива: для
въезда в Латвию, в отличие от России, виза не потребуется.
Продажа билетов начнется в июне 2010 года.
Дополнительная информация – по электронной почте: lina@trd.lv.
О
театре
Днем рождения татарского театра считается 22
декабря 1906 года, когда в Казани представителями прогрессивной молодежи был
сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были
представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви".
Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу
народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным
очагом распространения просвещения и культуры.
Татарские артисты и режиссеры оказывали большую помощь в создании национальных
театров республик Средней Азии, Казахстана, а также многих других народов
тюркского мира.
В 1922 году решением Наркомпроса из трупп "Сайяр”, "Нур” и фронтовых бригад формируется "Первый
государственный показательный драматический татарский театр имени Красного
Октября”. В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей
театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики,
Героев труда, а сам театр получает статус "Академический”. В 1939 году в честь
60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара
Камала театру присуждается его имя.
На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит
смена режиссерских поколений. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе
возвращается Фарид Бикчантаев.
В 1995 году под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева в Казанской
государственной Академии культуры и искусств состоялся первый актерский выпуск.
Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей
позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях,
среди которых "Науруз-93” (г.Ашгабад), "Науруз-1998”, "Науруз-2002”,
"Науруз-2005” (г.Казань), "Театр. Восток-Запад” (г.Ташкент), "Гостиный двор”
(г.Оренбург), "Туганлык” (г.Уфа), "Подиум-95” (г.Москва), "Сабанчи” (г.Адана,
Турция), "Истанбул-Простор-Театр” (г.Стамбул, Турция). В 1996 году театр
впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в
г.Аугсбурге в Германии, а в 1999-м был признан лучшим на Первом театральном
фестивале тюркских народов в Турции. В январе 1999 года театр стал лауреатом
конкурса "Окно в Россию”.
В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов получил высшую театральную
награду Российской Федерации – премию "Золотая маска” в номинации "За честь и
достоинство”.
Ееатр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему
зарубежью, завоевывая большой успех у зрителей Казахстана, Азербайджана, Литвы,
Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании.
http://www.kamalteatr.ru/tat/
О
спектаклях
Зрителям будут представлены три спектакля:
·
музыкальная
комедия "Диляфруз-remake" (драматург Туфан Миннуллин),
·
музыкальная
драма "Черная бурка" (автор Геор Хугаев) и
·
театральный
роман "Немая кукушка" (автор Зульфат Хаким).
Диляфруз - Remake
Драматург Туфан
Миннуллин
Музыкальная комедия в 2-х частях.
Продолжительность 2 часа 40 минут.
Премьера спектакля состоялась 14 февраля 2010 года.
"Четыре жениха для Диляфруз”
Туфана Миннуллина - пьеса со счастливой судьбой. Появившись в репертуаре театра
в 1972 году в постановке незабвенного Марселя Салимжанова, она не сходила с
афиш до начала девяностых. В ролях озорной Диляфруз и ее незадачливых женихов
блистали звезды камаловской сцены нескольких поколений. Менялся мир вокруг, но
зрительский интерес к этой музыкальной комедии с незатейливым сюжетом не
ослабевал, пока в свои права не вступила новая эпоха, не распалась страна, в
которой жили герои пьесы. Исчезла и главная интрига - журнал "Азат хатын”, в
котором якобы было опубликовано фото девушки, сначала перестал выходить, а
затем обрел иное название...
Новый век внес в нашу жизнь относительную
стабильность. Это значит, что на комедию теперь можно взглянуть в связи с
ситуациями и характерами, как на классику жанра. И все же исторический
контекст, в котором создавалась пьеса, неминуемо вторгается в текст "Диляфруз”.
Нет уже ныне таких невинных человеческих душ, таких счастливых деревень,
озлобились люди, обособились друг от друга, исчезла чистота и простота
отношений... По предложению режиссера драматург любезно согласился, не отходя
от оригинального замысла, переделать пьесу в соответствии с реалиями
сегодняшнего дня, написать rетаке. А сам постановщик распределил роли между ведущими
молодыми актерами труппы, максимально заострил отношения между сценой и залом -
зритель по-настоящему полноправный участник спектакля, усилил ироничное
звучание комедии, карнавализировал действие.
Однажды в одну татарскую деревню попадает журнал
"Рlауbоу” с фотографиями
сельской красавицы Диляфруз...
http://www.kamalteatr.ru/performances/kamalperform/112.html
Черная бурка
Драматург Геор Хугаев
(перевод Юнуса Сафиуллина)
Музыкальная драма в 2-х действиях.
Продолжительность 2 часа 50 минут.
Премьера состоялась 7 ноября 2002 года.
Этот спектакль – «ответ» из нового тысячелетия эстетике «Голубой шали»
(легендарной пьесе Карима Тинчурина) - уже стал визитной карточкой театра
последних лет, объехал пол-России, треть СНГ, завоевал Гран-при на VIII Международном
фестивале тюркских народов "Науруз", три главные премии (Гран-при,
лучшая режиссура, лучший актер) на II Всероссийском фестивале «Музыкальное сердце театра»
(Москва, 2007), Гран-при и лучшую мужскую роль на XIII Международном фестивале "Белая Вежа" (Брест, 2008) и мн
др. наград.
Сравнение с «Голубой шалью» возникло не случайно. Несмотря
на все объективные различия, между спектаклями существует типологическое
сходство: оба они созданы в параметрах музыкально-драматического
метафорического театра многожанровой синтетической природы. Это не мыслилось
специально, но спектакль-притча 2002 года незримо вступает в диалог со
спектаклем-легендой, отзывается ассоциативными парафразами, художественно
убедительно доказывает востребованность этой формы театра зрителем.
Казалось бы детская история, главные герои которой
Пастух, Волки, Пес, Лисица, Зайчиха, Ишак, Ворон... Это рассказ о собаке, всю
зиму охранявшей бурку, которую обронил в горах хозяин. Это философская притча о
долге, чести, верности, коварстве и любви.
http://www.kamalteatr.ru/performances/kamalperform/9.html
Немая Кукушка
Драматург Зульфат
Хаким
Театральный роман в 2-х действиях.
Продолжительность 2 часа 55 минут
Премьера состоялась 10 ноября 2004 года.
Зима 1939 года.
Советско-финская война. В Карельском лесу
встречаются два солдата – парень из деревни Субай красноармеец Зариф, и защищающий свою родину Финляндию снайпер
Зиятдин. Два татарина,
говорившие на одном языке, поющие одни и те же песни, но оказавшиеся по разные
стороны фронта. Кто они – враги или братья, что важнее – преданность Родине или национальная
солидарность.
Произведение удостоено первой премии в
конкурсе "Новая татарская пьеса”.
http://www.kamalteatr.ru/performances/kamalperform/5.html
О
режиссере
Режиссер-постановщик всех трех спектаклей - Фарид
Бикчантаев, заслуженный деятель искусств РТ — 1996, лауреат Государственной
премии РТ им. Г.Тукая — 1998. Актер, режиссер. Родился
в Казани. В 1983 году окончил
актерское отделение Казанского театрального училища, в 1991 г. — режиссерский
факультет ГИТИСа (учился на курс М. Кнебель, затем у профессора Б.Голубовского).
С 1989 г. — режиссер Татарского академического театра. С
16 мая 2002 г. — главный режиссер Татарского академического театра им. Г.Камала.
В 1991 году на фестивале «Туганлык» в Уфе его спектакль
«Бичура» получил одну из главных наград. На IV Международном фестивале театральных школ
«Подиум–95» спектакль «Чайка» в постановке Ф.Бикчантаева вошел в число трех
лучших чеховских постановок года. На Международном
театральном фестивале тюркских театров «Науруз» в 1998 г. за спектакль «Осень»
(Г.Исхаки), в 2002 г. за спектакль «Рыжий насмешник и его черноволосая
красавица» (Н.Исанбет) Бикчантаев удостаивался высшей награды в номинации
«Лучшая режиссерская работа». Спектакль
«Черная бурка» по пьесе Г.Хугаева в постановке Ф.Бикчантаева в VIII Международном
театральном фестивале тюркских народов «Науруз-2005», который проходил в
г.Казани, завоевал Гран-При и был признан победителем в номинациях «Лучшая
режиссерская работа», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая работа художника»; во
Всероссийском Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра», проходившем в
Москве в феврале 2007 года, этот же спектакль был признан победителем по трем
номинациям: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» и «Лучший исполнитель главной
роли».
В ряду творческих удач режиссера также спектакли
«Немая кукушка» З.Хакима, «Вот так случилось», «Дивана» Т.Миннуллина, «Три
сестры» А.Чехова и др.
За 17 лет работы режиссером им поставлено более 30
спектаклей в разных театрах. И в настоящее время
Ф.Бикчантаев продолжает свои смелые эксперименты в области театрального языка,
в которых творчески преломляются и обогащаются традиции и эстетика
национального театра.
|